Обновлено 23.01.2011 19:53 23.01.2011 14:32
О
всянниково. Прямые дороги в Овсянниково — через Ложки и Майдарово. Но они используются мало. Основная дорога в село сейчас идет из-за Клязьмы, по мосту, со стороны Литвиново. По ней в Овсянниково и окрестности прибывают машины многочисленных дачников. От старины в селе остался один маленький усадебный парк.
В исторических документах Овсянниково впервые упоминается и 1504 году. Уже тогда оно было селом, а значит, в нем находилась церковь. Так же вероятно, что уже в те годы в селе находилась усадьба вотчинника, владевшего Овсянниковым и его окрестностями. В 1504 г. оно принадлежало Волку Григорьевичу Курицыну. В те годы многие представители российской аристократии носили дни имени — мирское, общеупотребительное, и то имя, которым их нарекли при крещении. Церковным именем дьяка Волка Курицына было — Иоанн. Он играл достаточно важную роль во внешней политике Руси в годы правления Великого князя Иоанна III, но связался с новгородскими еретиками. Некоторое время еретики обладали большим политическим весом. Им даже удалось провести на пост митрополита Московского своего кандидата — Зосиму. Но позже позиции еретиков поколебались, а в начале XVI века их противники, возглавляемые Иосифом Волоцким, добились их осуждения. Как один из ярых приверженцев ереси Волк Курицын в 1504 году был сожжен в срубе. Вероятно, его владения вскоре были отписаны на Великого князя. Но позже село вновь перешло в частные руки.
В начале XVII века селом владел Юрий Быков. Как известно, Быковым принадлежали селения в этих местах еще в начале XVI века. В годы катаклизмов начала XVII века они расстались с большинством этих владений. Так и Юрий Быков в 1628 году продал сельцо (церковь, вероятно, была уничтожена в Смутное время) Овчинниково Василию Ларионову. В 1629 году село уже принадлежало его детям Михаилу и Ивану. Писцовая книга 1629 года подробно описывает село того времени. На горке, над скатом холма, ведущим к Клязьме, стояла деревянная клетская церковь во имя Николай Чудотворца, а «в церкви образы, и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение вотчинниково». Очевидно, храм построили Ларионовы сразу после покупки сельца. Рядом с церковью находились три двора церковного причта. Здесь же располагались постройки двора самих вотчинников. Неподалеку, к югу от церкви, стояли пять дворов крестьян и бобылей.
В руках Ларионовых Овсянниково находилось не очень долго. Уже в 1670 году село принадлежало стольнику Петру Дубровскому, а после смерти последнего досталось его сыну Федору. Федор Петрович Дубровский принадлежал к числу лиц, приближенных к царевичу Алексею Петровичу. По этой причине во время следствия по делу царевича в 1718 году Дубровский был подвергнут репрессиям, а принадлежавшие ему имения, в том числе и Овсянниково, были отписаны на государя. Однако император мало заботился о своем владении. Священник церкви перестал получать ругу (жалование от вотчинника), а после того, как Никольский храм в 1719 году сгорел, вообще ушел из села.
В государственной собственности село пробыло недолго. В 1719 году Петр I пожаловал его А. И. Ушакову. Этот человек был одним из наиболее примечательных людей своего времени. Родился он в 1672 году. Отец его принадлежал к числу небогатых дворян, и Андрею Ивановичу пришлось пробиваться самостоятельно. Петр I вскоре отметил даровитого дворянина. В 1714 году майор Ушаков был назначен «тайным фискалом» по надзору за строительством кораблей. Он с поразительным рвением занялся поиском казнокрадов. Его успешное продвижение по служебной лестнице было обеспечено. В 1722 году он уже был генерал-майором. В 1729 году политический вес Ушакова настолько возрос, что он был привлечен к переговорам о наследнике Екатерины I. Высказавшись против брака Петра II и дочери всесильного Александра Даниловича Меньшикова, Ушаков, казалось, совершил ошибку — Меньшиков сумел расправиться с противниками. Но в том же году по наущению Долгоруких малолетний император Петр II лишил Меньшикова всех чинов и сослал его в Сибирь. В следующем, 1730 году, после смерти Петра II Ушаков подписался под прошением дворянства, адресованным Анне Иоанновне, в котором дворяне выступали просив попытки ряда представителей российской аристократии -«верховников» — ограничить императорскую власть. Заслуги в борьбе с «верховниками» были отмечены званием сенатора, которое в том же 1730 году получил Ушаков. В 1731 году он был назначен начальником Канцелярии тайных розыскных дел. Это учреждение являлось историческим предшественником широко известных ВЧК, НКВД и подобных им ведомств. Стоя во главе канцелярии Андрей Иванович Ушаков ревностно занимался поисками изменников. Например, он принял очень активное участие в розыске по делу Волынского. После смерти императрицы Ушаков поддерживал Бирона, но и после его свержения сохранил свое влияние, оказавшись в милости у императрицы Анны Леопольдовны. Государственный переворот 1741 года, приведший к власти новую императрицу — Елизавету Петровну — так же не затронул Ушакова. Он знал о деятельности заговорщиков, но ни помогал, ни препятствовал им. В результате в состав нового Сената, созданного Елизаветой после переворота, вошел только один человек, носивший звание сенатора до 1741 года — Андрей Иванович Ушаков. А его Канцелярия тайных дел занялась розысками по делам Остермана и других недавно влиятельных персон. В 1744 году Ушаков был возведен в графское достоинство. Умер он в 1747 году.
Овсянниково недолго принадлежало Ушакову — его борьба с Меньшиковым в 1729 году стоила Андрею Ивановичу имения. Оно было реквизировано. На возвращении села после свержения Меньшикова Ушаков не настаивал. Между тем отобранное у Ушакова село было в 1729 году пожаловано доктору Антону Филипповичу Севасто. Севасто же в 1731 году продал Овсянниково.
Село досталось баронам Строгановым. Купивший его Григорий Дмитриевич Строганов был одним из богатейших людей Российской империи. Он владел огромными земельными угодьями на Урале и по берегам Камы, в бассейне Северной Двины и в других частях страны, финансировал многие из проектов Петра I. В 1731 году ему уже принадлежало соседнее Поворово. Возможно здесь, по дороге в новую столицу, Григорий Дмитриевич рассчитывал соорудить большую усадьбу. В 1740 году, после смерти отца и матери, их дети разделили свои владения. Овсянниково досталось старшему из братьев — Александру Григорьевичу. В своем подмосковном имении он бывал редко. По-европейски образованный человек он владел несколькими иностранными языками, много путешествовал по Европе.
В Овсянникове он соорудил новый деревянный Никольский храм, освященный в 1745 году. Сложно сказать, почему именно, но Александр Григорьевич отдавал предпочтение именно деревянным постройкам. В своей другой подмосковной усадьбе — Влахернском (ныне Кузьминки) — он так же построил деревянную церковь. От строгановской церкви в Овсянникове осталось только устное описание, сделанное в конце 1920-х годов. Это была кубическая одноглавая постройка с четверогранной шатровой колокольней. В декоре северного и южного фасадов — по два прямоугольных окна внизу, а выше одно небольшое восьмигранное окно — прослеживалось влияние барокко. Кроме того, в 1920-х годах, в храме сохранились богослужебные книги XVIII века со вкладными, среди которых, очевидно, были и дары Строгановых. С середины XIX века Никольская церковь была приписана к храму соседнего Стребуковского погоста. Богослужения в ней стали проводиться редко, осуществлял их причт Ильинской церкви.
В 1754 году Александр Григорьевич Строганов умер. Село досталось его вдове Марии Артемьевне, урожденной Загряжской. Она же владела Овсянниковым и в 1782 году. Дальнейшая история села изучена слабо. В 1798 году оно принадлежало И. Г. Чернышеву, в 1803 году — Н. И. Протасовой. К 1840-м годам Овсянниково приобрел статский советник Густав Осипович Левенталь — главный врач Императорской Павловской больницы в Москве (ныне 4-я городская клиническая больница) р старейшего лечебного учреждения столицы для гражданских лиц. В те годы в селе в 24 дворах жило 136 крепостных Левенталя. В середине XIX века усадьбу перестроили. Были возведены новые деревянные постройки. Позже Овсянниково продолжало переходить из рук в руки. Перед 1917 годом усадьба принадлежала Н. П. Штер.
В 1918 году усадьба Овсянниково была национализирована. Достойного хозяина для нее не нашлось, а потому вскоре усадебные постройки разрушились. В конце 1920-х годов еще существовали деревянные служебные постройки середины XIX века, а также запущенный парк со следами куртин. По статистическим данным 1926 года, в селе в 58 дворах жило 284 человека. В селе действовала начальная школа, был образован Овсянниковский сельсовет. В ходе коллективизации был создан колхоз «Овсянниково».
В 1941 году отступавшие оккупанты дотла выжгли село. Вскоре после этого была раскатана и сельская церковь. После ряда укрупнений колхозов замерла сельскохозяйственная деятельность непосредственно в селе. Была закрыта школа, прекратил свое существование Овсянниковский сельсовет. Постепенно стало сокращаться число сельских жителей.
В настоящее время Овсянниково — типичное дачное место. Постоянно живущих жителей в нем нет, большая часть сельских домов куплена дачниками. Кроме того, немало коттеджей построено на окраинах села. Роль композиционного центра селения сейчас выполняет большой, в три этажа каменный дом, построенный на церковном участке. Частично сохранился усадебный парк, в настоящее время постепенно застраиваемый.