На учебно-тренировочной площадке столичного Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности прошли вторые Московские городские соревнования по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации происшествий на автомобильном транспорте.
Всего в них участвовали десять команд: четыре команды от пожарно-спасательных и две от аварийно-спасательных отрядов столичного Пожарно-спасательного центра, команды Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах и Московского авиационного центра, а также команды Главного управления МЧС России по городу Москве и ФГКУ «Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер».
Начальник АСО №6 ГКУ «ПСЦ» и председатель судейской коллегии Александр Квитка поделился, что в основе соревнований лежит максимальная достоверность.
«Мы специально подбираем конфигурацию машин и используем не только тренажеры, но и настоящие кузова, чтобы спасатель ощутил полную реальность при проведении мероприятия», – рассказал он.
Согласно легенде соревнований, произошла крупная авария с участием сразу трех автомобилей. «Москвич» оказался зажат между двумя машинами. Одна из них прижала его сбоку, а вторая перевернулась и упала сверху, прижав половину его салона. Внутри машин остались зажаты пострадавшие, роль которых взяли на себя работники Пожарно-спасательного центра Москвы, добровольцы и манекены.
«Здесь нет единственно верного алгоритма выполнения работ. Есть вот такая обстановка, и задача команд – спасти всех пассажиров. Судьи смотрят на то, какие действия были предприняты расчетом при ликвидации последствий аварий и насколько грамотно они были осуществлены», – пояснил Александр Владимирович.
Максимальное время для выполнения задачи составляло не более полутора часов. При таких вводных это считается оптимальным периодом для обеспечения безопасности на месте происшествия и спасения людей.
Команды-участницы выполняли упражнение, используя инструменты и оборудование, которые применяют ежедневно в своей работе. Сначала им нужно было стабилизировать автомобили на площадке ДТП подпорками и обесточить их, а после добраться до пассажиров через искореженные салоны. Были и осложняющие факторы. Например, в багажник «Москвича» судьи положили газовый баллон, и участникам нужно было осторожно вытащить его. Также один из пострадавших-манекенов был придавлен перевернувшейся машиной. Чтобы извлечь его, команды поднимали автомобиль с помощью пневмоподушки и гидравлических стоек.
Пожарный 1-го класса Виктор Седов принимал участие в состязаниях вместе со сборной командой своего ПСО №313 ГКУ «ПСЦ». После прохождения испытаний участник соревнований отметил хорошую работу судей на тренировочной площадке и заинтересованность своей команды в дальнейшем развитии и совершенствовании.
«Выступили мы лучше, чем в том году. Есть, конечно, свои нюансы, над которыми мы будем работать, исправлять их. Безусловно, будем проводить работу над ошибками», – поделился своими впечатлениями Виктор Седов.
В финале свое мастерство показали и спасатели Московского авиацентра. Сборную учреждения представили пять спасателей во главе с капитаном команды Евгением Шилановым.
«Каждый год организаторы мероприятия меняют ситуацию происшествия, усложняя программу для участников, – прокомментировал Евгений. – Одно неизменно – задания точно имитируют реальную автомобильную аварию с настоящими машинами. При ДТП на счету каждая минута, и у спасателей просто нет времени на эмоции, в ход идут отработанные приемы – результат длительных и упорных тренировок и таких вот профессиональных соревнований».
Судьи строго контролировали порядок выполнения всех элементов состязания и слаженную работу команд. Также за каждым специалистом был закреплен человек, детально оценивающий правильность и условия выполнения всех поставленных задач. Испытание завершилось, когда всех условно пострадавших передали бригаде скорой помощи, а автомобили обезвредили от случайных взрывов и т.п.
«Все справляются хорошо. Дальше судейская коллегия решит, какое количество баллов получит каждая команда. Я полностью уверен в наших пожарных и спасателях, и на этих соревнованиях мы выявим команду, которая применит правильную тактику при проведении работ по ликвидации последствий ДТП», – прокомментировал Александр Квитка выступления участников.
После подведения итогов судейская коллегия озвучила результаты: почетное третье место заняла команда ПСО №209 имени полковника А.А. Жебелева ГКУ «ПСЦ», серебро соревнований – у команды Московского авиационного центра, лучшей командой по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации происшествий на автомобильном транспорте в 2024 году стала команда аварийно-спасательного отряда №6 столичного Пожарно-спасательного центра.